Статьи

Как среди горы цветного картона выбрать классную настолку?

Вы заметили, как много новых настольных игр появилось на полках магазинов за последние несколько лет? И все такие красивые... Лично для меня такое разнообразие - очень даже весомый повод для легкой паники. А ещё больше в панику вгоняют продавцы настолок, которые рассказывают, что вот в этой коробке вы найдёте "качественный кооперативный америтреш в сеттинге Англии 19 века" а тут будет "типичный колодострой из ветки Ascension". На самом деле выбрать настолку для себя - не так и сложно, и для того, чтобы это доказать сейчас мы вместе с вами немного подробнее углубимся в классификацию настолок.

Самая популярная и понятная классификация – это классификация по жанру, который определяет, в чём основной смысл игры, как она проходит, какие чувства вызывает. Жанры в свою очередь объединяются в большие категории:


1.   Патигейм
2.   Стратегия (здесь появляются две другие большие группы – Еврогеймы и Америтрэши )
3.   Варгейм (скирмиш)
4.   Настольные ролевые игры
5.   Семейные
6.   Филлеры
7.   Кооперативные
8.   Коллекционные (карточные)
9.   Дополнения

Пати-геймы (некоторые называют их социальными)


Пати-геймы, или игры для вечеринок - это настолки для компании. Чаще всего это в принципе первые игры, с которыми сталкивается начинающий настольщик. Они популярны за счёт своей простоты, низкого порога вхождения и симпатичного дизайна.
При этом механика у патигеймов может быть разной (отгадывание слов, психологическая игра, в которой нужно угадать мысли других игроков, броски кубиков) но концепция в таких настолках одна – развлечь компанию. Из самых известных примеров можно вспомнить "Взрывных котят", "Codenames", "Эпические схватки боевых магов" или "Имаджинариум".

Семейные настольные игры


Уже из названия понятно, что это игры для всей семьи. Они не слишком детские, чтобы не надоели взрослому, и не слишком сложные, чтобы ребенку было интересно играть в неё. Зачастую прямого соперничества в такой игре нет или конкуренция сведена к минимуму. Механики в таких настолках тоже бывают абсолютно разными, но их всех объединяет универсальность, относительная простота и довольно яркий, красочный дизайн. Эти игры можно назвать «золотой серединой». Сразу на ум приходит классика мира настольных игр - "Каркассон" и "Катан", сюда же можно отнести медитативную и милую игру "Котики", здесь же мы, пожалуй, оставим игру "Эверделл". 

Стратегии


Опять же, название говорит само за себя. В стратегических настолках не получится просто так бросать кубы или рассчитывать на свои коммуникативные навыки, тут игроку нужно подключать свои аналитические способности, логику и выстраивать стратегию, которая приведёт к победе.


При этом стратегические настолки обычно делятся на две большие группы:

·      европейская школа (еврогеймы);
·      американская школа (америтреш).

Европейская школа


К еврогеймам обычно относят настолки, созданные в Европе (чаще всего - в Германии) или игры созданные по традициям европейских геймдизайнеров. Если вы купите "еврогейм" то с вероятностью в 99,9% в коробке вы найдете абстрактное игровое поле, стильные, минималистичные компоненты и глубокий процесс, основанный на стратегическом мышлении и четко выверенных цепочках действий.
При всём этом еврогеймы чаще всего не подразумевают открытого противостояния, а вместо привычной «войнушки» предлагают участникам сражаться при помощи логики и тактики. Среди еврогеймов есть множество отличных игр, повлиявших на современное состояние всего мира настолок – это культовые "Каркассон", "Колонизаторы" и "Билет на поезд".

Американская школа


Америтреш - это несколько ироничный термин, который часто звучит по отношению к настолкам, наследовавшим традиции игровых дизайнеров Америки 80-х годов. Америтреш на полках магазинов узнать довольно просто – чаще всего это огромная коробка с яркими, атмосферными изображениями.
Если вы решите купить америтреш, то, скорее всего, получите чрезвычайно атмосферный продукт, с классными иллюстрациями и нарративным элементом, который сможет превратить вас в отважного героя, сражающегося с монстрами в подземельях или поставить во главе космической империи.


Америтреш может быть приключением, путешествием или стратегией, но главный отличительный признак игр американской школы - это открытое противостояние. Благодаря вниманию к деталям и захватывающим сюжетам, америтреш игры настоятельно рекомендуются всем, кто ценит атмосферу и готов посидеть за настолкой немало часов.

Филлеры


Филлеры в сериалах никто не любит, зато в настолках филлеры – это очень неплохой вариант для компании, которая хочет немного отвлечься после сложной партии или ждёт «опаздуна», без которого начинать что-то серьёзное нельзя. Проще говоря это настолки, предназначенные для заполнения небольших промежутков времени (15-20 минут). Филлеры зачастую занимают мало места (потому что обычно это просто колода карт), у них несложные правила и быстрые партии. Если вам до сих пор сложно понять, о чем идёт речь, то вспомните «Взрывных котят» и поехали дальше.

Варгеймы


История варгеймов уходит в начало XIX века, когда пруссаки решили, что для подготовки хороших штабных офицеров им необходим опыт управления войсками на поле боя. Но как научить командира вести бой, если войны в этот момент нет? Для решения этой задачи пруссаки придумали военно-штабные игры c использованием оловянных солдатиков. В дополнение к солдатикам были написаны правила, позволяющие рассчитывать перемещение войск на поле боя, их манёвры и атаки, потери и моральный дух. Такие игры и стали прямыми прародителями сегодняшних варгеймов.

Но давайте с начала. Варгеймы – это настольные игры, которые воссоздают боевые действия. В рамках варгейма на столе могут разворачиваться вооружённые конфликты самых разных времён — войны прошлого, настоящего и даже будущего. Варгеймы могут быть любых размеров — от маленьких битв с небольшим количеством войск до глобальных, мировых войн.

Ролевые


НРИ - это игра, правила которой ограничены лишь вашим воображением. Цель игры – создать историю, которая захватит мир взбудоражит воображение и запомнится надолго. В отличие от обычных настольных игр, в НРИ игроки не просто используют прописанные на картах возможности персонажа, но и «играют» его: соблюдают поведение своего героя, описывают его действия, говорят от его имени с другими персонажами – буквально сериал из головы!


Игра, помимо слов и описаний, ведется с помощью кубиков, карт или каких-либо других принадлежностей. Рандом, в свою очередь, регулируется характеристиками героев (Сила, Интеллект, Ловкость и т.д.).

Кооперативные


Кооперативные настольные игры определены тем, что игроки играют в команде против самой игры. Их цели могут быть различными - разгадывание тайн, преодоление препятствий, убийство монстров и т.д. Но глобальная задача игроков в кооперативе – победить «коробку». Тут можно рассказать ещё и про полукооперативные игры, где игроки вроде бы играют сообща, но при этом у каждого есть своя собственная цель. Если совсем углубляться, то тут можно вспомнить ещё и игры с предателями…

Коллекционные


Коллекционные настольные игры могут быть представлены в разных форматах: коллекционные карточные игры, тактические игры с коллекционными фигурками. Одна из популярных коллекционных карточных игр — Magic the Gathering (MTG). Игроки в ней примеряют роль чародеев, которые призывают сверхъестественных существ и разыгрывают заклинания, чтобы одержать победу в магической дуэли против друг друга.
Возможности чародея зависят от колоды. Карты для составления колоды продаются в наборах. Каждый год выходят новые выпуски игры, новые карты, меняются победные стратегии, поэтому игроки, постоянно пополняют свою коллекцию карт.

Дополнения


Дополнения — это специальные игровые наборы, которые дополняют базовую коробку игры. В них (чаще всего) невозможно сыграть без базы. Дополнения рассчитаны на тех, кто уже хорошо изучил базовую игру, и теперь хочет добавить в неё что-то новенькое. Хотя разные издатели подходят к дополнениям абсолютно по-разному, поэтому иногда дополнение может изменить игру до неузнаваемости (как в положительную, так и в отрицательную сторону).

Итог


Тут я просто хочу сказать, что сегодня сложно найти игру, которая была бы представителем только одного жанра. В огромных цветных коробках издатели мешают самые разные тематики, механики и создают уникальные игры, среди которых каждый сможет найти что-то для себя. Поэтому если вы читаете эту статью, чтобы в следующий раз не запаниковать в магазине настолок и ориентироваться не только на красивые картинки, то обязательно определите, какие направления вам интереснее всего и смело просите продавца подобрать что-то из "Еврогейма, который будет интересен всей семье, а правила не придётся изучать неделями" :)

Made on
Tilda